Ребели из Максимовки

      Деревня Максимовка ( Житомирская область, Новоград-Волынской волости, 15 км от города Соколова) была маленькой немецкой колонией,  основанной в 18 веке при императрице Екатерине II .  Рядом с деревней протекала речка, вокруг были леса, луга, которые привлекли немецких колонистов. Немецкие колонисты успешно занимались сельским хозяйством, а торговлей традиционно занимались евреи.
Мой пра-прадед Аврум Ребель родился в Домбровицах  и переехал село Тупальцы в семью своей жены зеленоглазой красавицы Хаси. До сих пор среди нас, их потомков, можно встретить эти необыкновенно красивые «Хасины глаза». Их многочисленные дети, не бывавшие в Домбровицах, продолжали считаться мещанами  Домбровиц.  Есть смутные восопоминания  троих сыновьях Аврума.

     Его старший сын Велвл остался в отцовском доме в Тупольцах, Мойше переехал в Соколов, а  Арон Давид построили дом на окраине соседней деревни Максимовки. Мы- потомки Арона-Давида.

Зная еврейскую традицию давать детям имена своих умерших родителей, следует обратить внимание на имя Иосиф. У  всех известных нам сыновей Аврума был сын с именем Иосиф.  Из чего можно сделать вывод, что  Иосиф был отцом Аврума был Иосиф.

Аврум успешно торговал, открывал лавочки в ближайших сёлах. Он прожил долгую жизнь, пережил своих детей и умер в 1921 году.

Наш прадед Арон-Давид женился на Рейзл Гринштат, дочери торговца из Соколова.  Единственная лавочка в деревне Максимовке, где продавались все необходимые  немецким колонистам вещи, принадлежала Арон Давиду Ребелю. Он был трудолюбив, предприимчив, обладал деловой хваткой и не только продавал товары, как отец, но  организовал изготовление молочных продуктов.

В Максимовке и её окрестностях у крестьян было много коров. Арон-Давид скупал молоко у крестьян и делал из него масло, сметану, сыр и другие молочные продукты, которые пользовались большим спросом в Звягеле и ближайших местечках. Он снабжал лавочки родственников в Тесновке и в Соколове.

Говорили, что в семье Арон Давида  было 15 детей, но мальчики почему-то умирали. Мне известно про девятерых детей Арон-Давида и Рейзл:
Эстер (1885-?)
Иосиф (1889-1939);
Хайка (1891-1953);
Хася (1892-1941);
Вэлвл (1893-1941);
Сура (1896-1941);
Фейга (1897-1945);
Моисей (1898-1987);
Песя(1902-1958)

Хозяйственные дела у Арон-Давида шли успешно, отношения с соседями были дружеские. Дети с малых лет работали, помогали родителям. Вокруг было много немцев, школа в Максимовке была немецкой и дети очень хорошо знали немецкий язык.

       В 1901 году Арон-Давид неожиданно заболел и умер в возрасте 42 лет. Похоронили его на еврейском кладбище в Новограде Волынском.  Кладбище было сильно разрушено во время войны, к счастью, памятник Арон Давиду сохранился до наших дней.  За ним продолжает ухаживать правнук Борис Ребель из Германии.

После смерти мужа у Рейзл осталось на руках девять детей. Самая младшая Песя родилась уже после смерти отца. Старшей дочери Эстер было 16 лет, старшему сыну Иосифу 12 лет, а за ним с разницей в год еще семь детей. Ранее процветавшее дело без хозяина быстро пришло в упадок, для семьи наступили тяжелые времена. Груз забот лег на  Эстер. Старшая дочь  изо всех сил помогала матери.

Иосифу пришлось рано повзрослеть . После бармицвы он стал  главой семьи вместо умершего отца.  Его авторитет в семье был непререкаем. Иосиф взрослел, В 18 лет он женился,  привел в родительский дом молодую жену Басю, и  вместе с матерью стал выдавать сестер замуж.  Старшую сестру надо было срочно выдавать замуж: ей было уже 22 года, что было довольно  много по тем временам. Эстер вышла замуж очень удачно, за Айзика Гофмана из Новограда Волынского. В 1908 году у Эстер родился сын, которого она назвала именем  безвременно умершего  отца Арон-Давидом. В этом же году у Иосифа родилась дочь Рухл,  а в 1915 году у него родится сын тоже названный Арон Давидом. Правда, дома его звали просто Арон. У Арона было два сына: Иосиф и Борис. У Иосифа была одна дочка, а у Бориса вообще детей не было. Фамилию Ребель не продолжили.

Следующей сестрой на выданье была Хайка, . Она была на два года моложе Иосифа- вполне подходящий возраст для брака, и у нее уже был парень, которого она любила. Не беря во внимание чувства Хайки, её выдали замуж за другого, но из очень уважаемой семьи.  Несмотря на мужа Хайка продолжала встречаться со старым другом. Последовал громкий развод. Жениться на разведенной  Хайке старый друг не мог: он был коэном.  Семья была опорочена таким скандалом. Со сватовством троих младших сестер возникли  трудности. Для начала  саму Хайку выдали замуж за хазана синагоги из Полонного, старого вдовца Шауля Сандлера, сын которого был на десять лет старше  Хайки. Детей  у нее долго не было и только в 1921 году родилась двойня: сын и дочь. Сын  прожил всего 20 лет и погиб на войне в 1941 году.   Дочь прожила 96 лет,у неё было трое детей, семь внуков, куча правнуков. С 70-х годов они живут в Израиле.

В том же местечке Полонном  в семье Манн нашли жениха для Суры. Вольф  Манн был всем хорош, но слаб здоровьем. У него и Суры родилось пять детей (старший сын, конечно Арон Давид) когда Арону было всего 15 лет,  умер отец семейства. Старшие сыновья Арон и Шай пошли учиться в ФЗУ и рано начали работать, чтобы помочь матери. Арон после ФЗУ закончил курсы бухгалтеров в Виннице и его в 1938 году призвали в армию. Там он закончил еще и школу политруков и на фронт пошёл уже политруком.     Шая после ФЗУ сразу пошёл работать, а в 1940 году его тоже призвали на службу. Он служил на далёком Амуре, но и оттуда в 1941 году его отправили на фронт. Братья воевали, а когда целыми вернулись с войны- оказалось, что   мать младшие сестры и брат, оставшиеся в Полонном, убиты фашистами и не осталось  даже ни одной фотографии…   Арон и Шай женились, их дети, внуки и правнуки живут в Израильском городе Хадера.

Хася жить в Полонном решительно отказалась. На следующий год в Новограде Волынском для неё нашелся вдовец Айзик Глузман с четырех-летним сыном . У Хаси и Айзика родилось четверо детей. Пасынка она не выделяла среди своих детей и любовно называла: Алтер (старший).  Погромщики и бандиты, которые грабили и убивали евреев в 1918-1920 годах, обходили стороной деревню немецких колонистов. В 1919 году, во время одного из самых страшных погромов в Новограде-Волынском, когда погибло более 250 евреев,   Хася с детьми пряталась в Максимовке. Там  появился на свет мой отец, названный, естественно, Арон Давидом. Дома его звали просто Давидом.

Когда началась Вторая мировая война,  родительского дома в Максимовке уже не было: мать давно ушла в мир иной, умерла жена Иосифа, умер сам старший брат Иосиф,  а его дочка Рухл перенесла старый дом, сложенный из огромных брёвен в город Новоград Волынский. Рухл, не хотела спасаться от немцев, и покидать  любимый дом. Как только немцы заняли город , её с мужем и двумя детьми  убили.

Хася вместе со  всеми детьми и внуками пошла переждать опасное время к другому брату  Вейвлу в маленький городок Соколов. По дороге Хася погибла от бомбежки. Осиротевшая семья отправилась дальше в эвакуацию Саратовскую область. Мне досталось совсем не модное имя моей бабушки

Вэлвл был участником Первой мировой войны. В 1915 году он попал в плен к австрийцам и провел там 6 лет. Когда он вернулся в 1921 году, молодому ветерану быстро нашли  «приличную» невесту в Каменном броде-Мейну Шлаен, самую младшую дочь Шлаена Лейбы, зажиточного торговца скотом. К 1921 году на Украине только закончились еврейские погромы. Во время погрома в Каменном броде убили самого Лейбу Шлаена с сыном Берлом, поэтому старшего своего сына Вэлвл назвал Берл-Лейб, ну а второго, как и положено, дал имя  своего отца- Арон-Давид. В семье мальчика звали коротко: Арон. У Арона родились четыре дочки; Берл Лейб сменил имя на Бориса, жил в Москве и детей у него не было. Сыновья Вэлвла с первых дней войны были в армии, а дома оставались только он с женой. Уезжать они никуда не собирались, за 6 лет плена Вэлвл ничего плохого от немцев не видел и это стоило ему жизни: Вэлвла и Мейну убили в 1941 году. Фамилию Ребель он не продолжил.

Фейга вышла замуж в Новоград Волынск за Хаима Гиммельфарба.  У Фейги Было три сына. Арон Давид (1923 г.р.) был младшим. Первое имя он отбросил и звали его просто Давид. Мне он известен, не как внук Арон Давида, не как , тёзка моего отца, а как друг моего  единственного дяди Бузи со стороны  мамы, который погиб на фронте в 1943 году. Через пять лет после гибели Бузи Давид женился  на его девушке.   У них выросли две дочки.  Давид с дочками уехал в Америку, там и похоронен.                                                                                                                                                                             

 Мойсей был третьим  и младшим сыном в семье Арон Давида и Рейзл  Ребель. Своего отца он, конечно,  не помнил, для него отцом был старший брат Иосиф. Молодость Моисея совпала с молодостью советской власти. Когда ему сравнялось 18 лет , брат нашел Моисею жену в соседнем селе Несолонь.  Моисей переехал к жене Ривке. У них родилось три дочери, но его жизнь с Ривкой не сложилась. Характер у Моисея был деловой. и активный. В  колхозе он занимал какие то должности, был бригадиром. О его трудовой деятельности периода коллективизации  никто не знал и не помнил.  Когда я строила сайт и в интернете появилась информация о Моисее, в 2015 году я получила письмо из Америки  от Ирмгард Ведманн из  семьи немецких колонистов, которые много лет хранили память о Моисее.

Всю мою жизнь, я слышала, как мама и ее покойные родители говорили о Моисее. В 1930-е годы, Моисей помог моему деду скрытся в лесу, и по крайней мере один раз спастиь от расстрела. Моя мать, девочка в то время, стояла прямо рядом с отцом, когда Моисей вмешался, чтобы предотвратить расстрел.
В июне 1941 года немцы вошли Волынь. Мой дед думал, что они забрали Моисея и остальных членов семьи, и он всегда был уверен, что вся семья была убита. Возможно ли, что ваш Моисей Ребель (1898-1987) и друг моего деда, Моисей, были один и тот же человек? 
 
Моисей прожил долгую жизнь,  на старости стал религиозным и о нем можно написать отдельный роман, но сыновей у него не было, фамилию Ребель он не продолжил.

Песя, самая младшая дочь, долго не засиделась дома.  Когда той едва исполнилось 16 лет, она понравилась Симхе Школьнику, парню из соседней деревни Барбаровка. Всей родней сыграли веселую свадьбу.  У счастливых родителей появился сын, которому достались  необыкновенные «Хасины глаза»и понятное имя:  «Арон Давид», в память об своём отце, которого она никогда не видела. Однако, счастье её было недолгим. Время было тревожное, ребенку не исполнилось и года, когда Симху убили при погроме. Через год молодую красивую вдову, выдали замуж за Иосифа Акуру. У неё с Иосифом родилось еще шесть сыновей, там полный интернационал и потомки живут по всему свету.

Рейзл  устроила всех своих детей и доживала с семьей старшего сына Иосла в Максимовке. Когда была возможность, она гостила у детей, которые хотя и разъехались, но жили недалеко от Новоград-Волынского. Сура и Хайка жили в Полонном, Хася и Фейга жили в Новограде, Вэлвл и Эстер и жили в Соколове, Моисей в Несолони, Песя в Николаевке.

В 1928 году дети и внуки проводили году бабушку Рейзл в последний путь.

У Рейзл и Арона-Давида  было 30 внуков, семь из них носили имя своего безвременно умершего деда Арон-Давида, с той лишь разницей, что а кто-то был Давидом,  а кто-то Ароном.. К сожалению,  потомков Арона-Давида Ребеля по мужской линии нет, и фамилия Ребель угасает.

В 2011 году Арон Ребель (сын Взлвла) с дочерью Майей и племянником Борисом ездили в Соколов, разыскивали могилы наших предков.

Это фотографии со старого еврейского кладбища, где лежат наши далекие предки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабушка Ася.