Погромы в Новограде Волынском 1919 год

По книге «Звил» ,1956г. (русский перевод Леонида Когана).
 

 

Еврейские погромы 1918-1919 годов в Новограде-Волынском (Звягеле), как и на всей Украине, неразрывно связаны с именем Петлюры, и их обычно называют петлюровскими погромами.

Моя бабушка Ривка Зильберберг (Фельдман), когда рассказывала мне про погромы, всегда плакала и вспоминала своего первенца красавца Йону-Нюню, погибшего при погроме. Мальчику было полтора года.

Грабя вещи, бандиты «просто» уронили дубовый шкаф на детскую кроватку, где сидел ребенок, и через несколько дней малыш умер. Бабушка говорила, что погромы совершали бандиты петлюровцы. Во время погромов 1919 года погибли также и братья обоих моих дедов: Иосл-Хаим Глузман- молодой парень, не успевший даже жениться и брат другого деда Берл Зильберберг с сыном и другие более дальние родственники.

Вот далеко не полный список новоградских евреев, погибших во время погромов 1919 года.

В этой статье я пыталась разобраться в событиях, потрясших Украину в годы гражданской войны, понять кто же такие были погромщики?

О погромах тех лет дошло до нашего времени довольно много воспоминаний. Воспоминания эти эмоциональны, но часто противоречивы. Писали их очевидцы погромов вскоре после этих ужасных событий, а удалось им издать свою книгу только в 1956 году. Мне приходилось учитывать политические взгляды авторов книги, которые были людьми образованными и не бедными, описывавшими события со своей точки зрения, а они покинули Звягель вскоре после погромов и никаких симпатий к коммунистам не имели, в отличии от моих родственников,живших при коммунистах, и даже вступавших в коммунистическую партию, если их туда брали. Поэтому собирать правду приходилось по крупицам, сопоставляя разные источники.

Книга воспоминаний «Звил», по которой написана эта статья, была издана на идише и иврите, а недавно её перевел на русский язык Леонид Коган.

Я собрала воспоминания разных авторов из этой книги по датам и попыталась создать общую картину того времени. Получился вполне связанный рассказ. Цитаты взяты в кавычки, после них в скобках даны номера страниц книги «Звил». Лично моих комментариев здесь немного.

Итак, начнём по порядку. 

 По переписи 1913 года 52% населения города Новограда Волынского (Звягеля) составляли евреи.

«Звягель находился не более, чем в 120 верстах от фронта. В русской армии, начавшей разваливаться ещё до заключения мира, дезертирство приняло массовый характер. Темные голодные солдаты, не чувствуя над собой никакой власти, совершали налеты на города и местечки, грабили всё, что только могли. При этом бывали также единичные случаи убийств. На помощь солдатам приходили местные крестьяне, извлекавшие пользу из воровства и грабежей.»(342)

«В июле 1917 года, в пятницу днём, в город вошел 27-й полк, который был здесь расквартирован. Именно с ним связаны произошедшие впоследствии трагические события. Часть его, а также кавалерия разместились в селах. Украинские националистические элементы города тотчас же начали вести антисемитскую агитацию.»(342)

После февральской революции в России с 4 марта 1917 года Украиной управляла Центральная Рада. Большевицкий переворот (Октябрьскую революцию) Рада не признала и 22 января 1918 года объявила о независимости Украинского государства.

Большевикам независимое Украинское государство было не нужно, и они стремились установить свою власть в Украине, обещая всем справедливую и счастливую жизнь. В результате народных волнений власть перешла к большевикам, а представители руководства Радой бежали из Киева. Известное дело, что большевики захватив власть, под девизом «грабь награбленное», призывали народ по справедливости разделить имущество богачей, и способствовали передаче всякого добра беднякам, т.е. рабочим, крестьянам и солдатам.

 В январе 1918 года власть в Новограде-Волынском находилась уже в руках большевиков, но власть еще слабая; ей еще необходимо было захватить органы управления городом. Рабочие-пролетарии, в основном, советскую власть поддерживали, а чтобы привлечь на свою сторону крестьян, большевики разрешили им «брать» из магазинов и лавок любые необходимые им товары. Однако, те у которых эти товары забирали, (авторы воспоминаний из книги «Звил»), вполне естественно, считали крестьян грабителями, бандитами и погромщиками. И вот как это происходило:

Первый погром (январь 1918 года)

«19 января 1918 года, в пятницу утром, начали сходиться крестьяне из пригородов.» (336)

«В 15.00, на старом базаре начался грабеж лавок и магазинов. При поддержке 27 полка они стали грабить лавки. Они с мешками и сумками в руках шли от магазина к магазину, врывались туда и разворовывали товар. Начальник милиции Баков приказал милиции стрелять, но тайно дал указание стрелять в воздух. Именно это придало смелости погромщикам.»(Бонэ)

«Множество солдат, а за ними еще большее полчище крестьян с мешками и корзинами в руках двигалось от магазина к магазину. Солдаты взламывали магазины и раздавали товары крестьянам по очереди. Еще характерно то, что погром не носил ярко выраженного антиеврейского характера (он не имел кровавой тенденции, т.е. убитых среди еврейского населения не было), хотя были разграблены исключительно еврейские магазины. Грабя, крестьяне твердили: «Мы отбираем всё у них. Городские достаточно себе награбили»(336).

Грабёж был «культурно» организован, даже выдавали ворованное по очереди. Человеческих жертв в январе не было, и это был скорее не еврейский погром, а обычная акция пришедших к власти большевиков. В Звягеле почти все магазины принадлежали евреям, а обнищавшему народу и голодным солдатам просто необходимо было добро, которое было, в основном, в еврейских руках. В других местах России, где евреи не жили, тоже в это время грабили своих богачей, жгли их дома и усадьбы. Были и жертвы, которыми обычно сопровождаются грабежи, поэтому даже удивительно, что первый погром в Новограде-Волынском обошёлся без убийств.

«В городе были сожжены ларьки, магазины на Соборной улице и частично на Пожарной.» (232) 23января для расследования дела в Новоград-Волынский прибыл заместитель прокурора Житомирского окружного суда Шершеневич. Это совсем не успокоило взбунтовавшийся народ, хотя открытые грабежи и прекратились.

«22 и 23 января были попытки разгромить продовольственную управу.
Во вторник 23 января атмосфера сильно обострилась: в городе уверенно говорили, что будет новый погром, в котором должны были принять участие, кроме местных жителей, солдаты украинской сотни, расположенной в городе.»(335)

«Вечером этого же дня состоялось чрезвычайное заседание думы, на котором обсуждался продовольственный вопрос в городе. В случае невыполнения требований восставшие угрожали разогнать думу и уничтожить город. Дума вынуждена была уступить силе и передать восставшим мельницу.»

«Толпой все время руководил один гласный думы, который называл себя украинским эсером. Он заявлял, что видит «опасность для Украины только в лице евреев».

Взгляды этого украинского эсера не оригинальны: многие считали также. На самом деле, большевики, «справедливо» отдавая бедным крестьянам добро разбогатевших на эксплуатации евреев, а ловко переманивали на свою сторону беднейших крестьян, получавших часть награбленного.
Крестьяне же по простоте своих взглядов, не рассчитывали, что закончив грабить евреев, те же самые солдаты начнут грабить их точно также. Горожане, увидев, что брать чужое дозволено, пожелали тоже задаром урвать себе кусок чужого добра, и они тоже вышли на улицы. «В среду, 24 января, опять начался погром. Толпа горожан стала грабить магазины. Из магазинов забирали все, что хотели и могли вынести.»(336)

Революционные горожане имели другие, более высокие потребности, чем крестьяне и «первым был разграблен магазин часов Розмана. «Ночью магазин был подожжён и сгорел.»(336)

«В четверг, 25 января, состоялось внеочередное заседание городской думы. Снова началась агитация за разгром продовольственной управы. В думе появились «делегаты» от толпы. Восставшие заявили, что продовольственная управа может остаться, но в её состав войдут представители свободного народа. Толпа, которая вломилась в думу, вела себя нагло. В адрес председателя думы И. В. Стояновского сыпались обвинения типа «Вы жидовский ставленник».

«В пятницу, в 12.00 часов теперь уже солдаты пришли грабить лавки. Добровольная дружина, прибывшая на место происшествия, прекратила на время разгром. Солдат разогнали, но они не вернулись в казармы, а пошли в штаб дружины, избили стражу и отобрали у неё оружие. Уже вооружёнными, они снова отправились в город продолжать свою позорное дело.»

Под вечер в город из Житомира прибыл отряд гайдамаков, которые открыли стрельбу из пулемета в воздух. Несмотря на это, погромы продолжались всю ночь на субботу.

Многие магазины и дома были подожжены. Когда приезжала пожарная команда, толпа ее прогоняла, мешая тушить огонь. В субботу, когда все магазины были уже разграблены,  начали грабить ларьки. Награбленные товары открыто продавались на улицах города за бесценок.»

Для установления порядка из Житомира был отправлен отряд большевиков под руководством И.Кагановича. Вот как описывает погром сам начальник отряда И. Каганович.

«Прибыли мы в Новоград-Волынский на автомобиле 26 января в 2 часа ночи. (Беспорядки в городе уже длились неделю!). Мы застали город в сравнительно спокойном виде, хотя по улицам еще сновали подозрительные. Город в настоящее время представляет собой весьма печальное зрелище. Во многих домах взломаны двери, разбиты окна. Население терроризировано. 19 числа сего месяца толпа хулиганов вместе с солдатами вышла в город «погулять». Под лозунгом «Бей буржуев» они начали громить магазины.»

» Квартирующий в городе запасной полк никакого участия в подавлении погрома не принимал, и некоторые из солдат полка даже участвовали в грабеже  Владельцы магазинов и лавок обратилось к уездному комиссару и начальнику милиции с мольбой о помощи, но были встречены со стороны последних недружелюбно. Они заявили , что их подчинённые, всецело перешли на сторону восставшего народа. Ожидается на днях разгром частных квартир«.

Вот и все, что удалось выяснить о первом погроме 1918 года.

Из чего совершенно уверенно можно сделать вывод, что в январе никакого еврейского погрома не было, а имела место довольно «мирная акция» большевиков, которую они называли замысловатым словом «экспроприация». Всё проходило в соответствии с политикой большевиков, которые были против накопления богатств у народа вне зависимости от национальности.

При этом размер  богатства  не был определён, что позволяло брать себе чужое, т. е. просто грабить. И пока народ не разграбил всё еврейское добро, ни прокурор, ни большевики, ни гайдамаки остановить грабеж не могли.
Следует отметить здесь, что квартир пока не грабили, а только магазины и лавки.

          С января 1918 года до июля 1919 года

27 января 1918 года большевики подписали мирный договор с Германией. Звягель заняли немцы и почти на год  установился  мир и привычный порядок.»Немцы были с февраля до ноября 1918 года. Во время германской оккупации город ожил экономически и культурно.»(336)

Погромов не было, начал налаживаться привычный образ жизни. Построили мост через реку Случь, появилось электричество в городе. Много лет горожане с благодарностью вспоминали кайзеровские войска. Сколько евреев погибнет в 1941 году, ожидая таких же культурных немцев!

При немцах у власти в Украине стоял гетман Скоропадский. 9-го ноября 1918 года немцы ушли , потому что у них в Германии  вспыхнула революция, а на Украине начались выступления против гетмана Скоропадского.

«12 декабря 1918 года   власть перешла к Директории. Председателем Директории с 13 февраля 1919 года по 10 ноября 1919 года был С.Петлюра. К этому времени и относятся самые кровавые еврейские погромы на Украине.

«Петлюра стремился создать украинское национальное государство. Однако, » опытные военачальники с украинскими корнями, не желали сотрудничать с С.Петлюрой, а   атаманами часто были люди, которые даже военную карту не умели читать.. Верховный Атаман, никогда не служивший в армии, тоже не пользовался авторитетом у профессионалов.» «Энтузиазма и красивых слов у Петлюры было предостаточно, но удержать в повиновении солдат, давно оторвавшихся от дома, жадных до хмельной жизни он не мог, что привело украинское войско в привычное русло еврейских погромов».

 Директория стала отступать вглубь Волыни и Подолии. 2 февраля 1919 года большевики захватили Киев.  

«В Звягеле петлюровцы продержались до 20 апреля 1919 года. В это время в городе и округе происходил целый ряд мелких погромов. Теперь банды петлюровцев заходили в жилища и грабили еврейское имущество. Были и единичные жертвы.»(336)

«Но всё же Звягель страдал мало. Это было отчасти из-за того, что местный комендант Падалко, когда угрожала опасность погрома, брал у еврейского населения огромные суммы денег и большое количество товаров, раздавал их озверевшим войскам петлюровцев и, благодаря этому, спасал евреев от смерти.»(336)

Петлюровские войска, откатываясь на запад, оставляли за собою разрозненные боевые отряды. Отряды повстанцев возникали везде, где  крестьяне уже познакомились с властью большевиков. К Петлюре эти отряды прямого отношения не имели. Атаманы, большого и малого калибра, бывшие петлюровские командиры и самостоятельные повстанцы — все они объявили войну коммуне. Защитники Директории, стремясь донести до народа вредность советской власти, вели против большевиков антисемитскую агитацию, и убежда(ли украинский народ в том, что большевицкая власть — это власть жидовская, а потому она порочна по определению. Простому народу такая формулировка вполне понятна и доступна. За много лет до этого украинский национальный герой Богдан Хмельницкий тоже использовал такую же пропаганду в борьбе с поляками, объявив власть польских панов жидовской, и с воодушевлением уничтожал целые еврейские общины.

«В официальном органе Директории «Вильна Украина, вышедшем в Ровно 15 апреля 1919 года, одновременно с декларацией Рады и рабочего съезда против погромов была напечатана корреспонденция из Киева, в которой рассказывалось, что евреи захватили всю власть и что Красная Армия состоит из одних евреев и нанятых ими китайцев и т. п. «

В ряды большевиков евреев привела сама история, и значительный вклад в этот процесс внесли те, кто вырезал еврейские местечки, убивая детей, стариков, женщин, ни малейшего отношения не имевших к политике.

«Своей победой большевики во многом обязаны еврейской интеллигенции, но тому, что евреи оказались по преимуществу в большевистских рядах, они, обязаны ешё и своим недальновидным противникам петлюровцам.» (9) «В войсках Петлюры не хватало грамотных специалистов. А образованные люди в Украине имелись: это была еврейская интеллигенция, которая поддерживала не «самостийников», убивавших евреев, а большевиков, которые хотя бы официально выступали против антисемитизма и старались пресекать еврейские погромы, к которым был склонен простой народ вне зависимости от политических взглядов. Большевики поняли какой политический капитал, это может принести.» (9)

«Когда Директория (петлюровцы) отступила из Киева началась настоящая беда. Военнослужащие грабили, избивали и убивали любого встречного еврея. Заходили в магазины и просто забирали без денег различные товары, врывались в дома и убивали евреев. Только если им давали выкуп, они уходили.»(339) 

«9 марта вечером прибыл эшелон пьяных петлюровцев, которые небольшими группами направились в город. Самооборона была разоружена группой солдат. А на следующий день начали искать оружие. На Житомирской улице, где произошло разоружение, арестовали около 30 евреев и повели их на вокзал. Там их раздели, избили, мучили и, в конце концов, отпустили, кроме нескольких арестованных. «В конце февраля, когда большевики заняли Коростень, в Звягеле была паника. Петлюровцы в спешке бежали из города » 

В начале апреля в город пришли сечевики и хотели учинить погром. Евреи собрались в бес-мидраше, чтобы обсудить положение. В бес-мидраш пришел комендант Пдалко и торжественно объявил, что погрома не допустит. Для этого приняты все меры. Он ходил к сечевикам и заявил им, что в город войдут только через его труп. И Падалко сделал всё возможное, чтобы не впускать их в город.»

Власть большевиков всё прочнее устанавливалась в городе и его окрестностях. Далеко не всем эта власть нравилась, а особенно крестьянам, у которых отбирали имущество в пользу новой власти, и отбирали так, что петлюровские поборы казались игрушками. Местные, и приезжие большевики старались отправить на голодный север побольше хлеба. Конечно, это только увеличивало количество борцов с советской властью.

23 апреля 1919 г 2-й Украинский повстанческий Таращанский полк занял г. Новоград-Волынский, в котором полк простоял на отдыхе шесть недель. Здесь была произведена реорганизация полка, из которого было выделено 2 полка: 4-й и 5-й Таращанские полки и сформирована Украинская Советская дивизия.

В Звягеле появились органы управления советской власти: ревком, ЧК (чрезвычайная комиссия). Не будем вдаваться в подробности чем занимались это органы , но до сих пор их кровавые дела народ помнит. Украинские крестьяне становились всё более недовольны властью советов. Большевики просто обманули народ: сначала вроде бы все шло хорошо, у помещиков землю забрали, разделили, добро у богатых забрали кто сколько мог, богатых евреев полностью ограбили , а когда очередь дошла до самих крестьян и стали выгребать у них урожай до последнего зернышка, то народ воспылал праведным гневом.

«Большевики в гражданскую войну сумели подчинить себе разбушевавшуюся народную стихию в значительной мере благодаря опыту многолетней пропаганды своих идей. В результате к ним шли на службу не только евреи, но и профессиональные военные дореволюционной выучки, переступая свои убеждения.» (9)

Июльский погром 1919 года

«В начале июля до большевиков дошли слухи о готовящемся нападении на ревком. В воскресенье, 6 июля, когда христианское население собралось в церкви, в ревком сообщили, что в церкви ведется анти большевицкая агитация. Чтобы защитить себя, большевицкое войско окружило церковь и стреляло по ней, рассеяв таким образом собравшуюся толпу»(394) Таков «почерк» большевиков. Рука у них, в отличие от Петлюры, была твёрдая и безжалостная, а откупиться от них было невозможно.

«В июле 1919 года крестьяне округи начали организовывать повстанческие отряды под руководством группы офицеров во главе с Погореловым, который принадлежал к кругам генерала Деникина. Банды создавались открыто в окрестностях города.»(362)

В ближайших к Звягелю местечках начались массовые убийства евреев. На кладбище в Звягеле сохранились «три мацейвы женщин из семьи Финкельштейн, на каждой из которых было высечено на иврите: «убита 5 тамуза 5679 г. (3 июля 1919 г.) в селе Киянке.» (Л Коган) Очевидно, что эти бедные женщины из села, как и убитый в младенчестве мой дядя Йона Зильберберг, к политике не имели никакого отношения…

Разоренные крестьяне охотно шли в банды, которые часто возглавляли офицеры царской армии. Белых, в смысле Белой армии в Звягеле никогда не было, но для современников вполне достаточно, чтобы во главе повстанцев стоял офицер царской армии, и тогда повстанцев называли «белыми».

Эти банды Петлюре не подчинялись, они самостоятельно боролись с советской властью и евреями, как её сторонниками. Атаманы, петлюровские командиры, самостоятельные повстанцы, и красные отряды — все они воевали между собой. Одно их объединяло-ненависть к евреям. Евреи Звягеля не сильно отличали каких политических взглядов придерживаются вооруженные люди, вошедшие в город. Грабили все одинаково, но богатые евреи к июлю 1919 года город покинули сразу после первого погрома, мелкие торговцы, были окончательно разорены. и грабить в Звягеле уже особенно было нечего, разве что отбирать какой-нибудь домашний скарб.

Вот убивали евреев красные значительно меньше, чем другие, они проповедовали интернационализм и своих погромщиков наказывали довольно жестоко. Большевики знали жестокие свои законы партийной дисциплины и умели их соблюдать. (9,ч.3, стр. 114).

«В начале июля в уезде появились банды Соколовского, которые 6 июля подошли к городу. Им навстречу вышел смешанный отряд из местных коммунистов, членов «Идишер комунисттишер фарбанд», чрезвычайной комиссии и еврейских солдат караульной роты. После короткого сражения возле города коммунисты были разбиты и вынуждены были отступить. Отступающих встретили войска крестьян из окрестности, которые шли в город с целью» повесить коммунистов и расстрелять жидов.»(340)

«7 июля начался погром, который продолжался до 11 июля. К бандитам также примкнули местные бандиты, служащие, гимназисты, сестры милосердия и городской врач Петрулевич (поляк), который ходил с бандитами и указывал им на тех, кто по его мнению, имеет отношение к советской власти. Бандиты выпустили воззвание: они не против евреев, а против коммунистов, которых энергично разыскивают. Было достаточно малейшего указания христианина на еврея, чтобы того схватили и повели в тюрьму. Арестовывали только мужчин, молодых и старых. По дороге многих убивали, топили в реке, почти всех избивали. Особых грабежей не было.»(341)

«Руководителем банды повстанцев был Погорелов, бывший царский подполковник. 8 июля он издал указ, согласно которому евреи должны сдать оружие.»

Погорелов распорядился искать большевиков, но долгим расследованием его солдаты не занимались. Простые солдаты в детали поисков не вдавались: евреев отличали легко, а уж большевики эти евреи или нет, не имело никакого значения, и, на всякий случай, всех попавшихся евреев жестоко убивали.

Многих евреев казнили за городом. «10 июля в 2 часа ночи поступила команда сохранить оставшимся евреям жизнь, но держать их под арестом. Хотя не все повстанцы подчинились приказу, но многих евреев это спало от смерти.» 11 июля Погорелов остановил погром, но потребовал за это от еврейского населения 50 лошадей, большое количество соли и сахара. Евреи всё это предоставили.

Кроме убитых за городом в течение трех дней (8,9 и 10 июля), большое количество евреев погибло также в своих домах. Много убитых было в сёлах и ближайших местечках.» (344)

«В городе наступила тишина, когда прибывший из Житомира бронепоезд с отрядом большевиков выпустил 10-12 снарядов, сильно напугав повстанцев. В тот же день Погорелов бежал из города. Но на станции Чуднов его узнали большевики и убили.»(344) «Вместо убитого Погорелова руководство повстанцами взял на себя подонок Стояновский.»(345)

Можно сделать вывод, что самые страшные июльские погромы совершались украинскими народными повстанцами под руководством разных атаманов «Все их приказы выходили на русском языке и с очевидной русской ориентацией».(362) Петлюра украинец, и приказов на русском писать не станет..

Августовский погром 1919 года

«В городе появились 4-й и 5-й Таращанские полки, а также 7-й и 9-й, носившие названия Новоград-Волынских. Даже сами большевики обращали внимание на излишнюю жестокость Таращанских полков на грабежи и насилие. Таращанская и Богунская дивизии были почти сплошь украинскими. В течение двух дней своего пребывания в городе они грабили все магазины и дома, а затем отступили в сторону Житомира.  Целью «красных» было задержать продвижение поляков и обеспечить отступление своих войск на Житомир. И действительно, после завершения отступления они ушли из Звягеля. Часть из них окопалась на берегу реки Случь и взорвала единственный мост через реку на Житомирской улице. С того дня в городе не было никакой власти.»(362) «Когда большевики покинули город, через реку переправилась банда хулиганов. В Нидере (еврейский район возле реки) они грабили, убивали мужчин, бесчестили женщин, однако в центр города не заходили.»

Откуда за рекой, где окопались большевики, «банда хулиганов»? Не из рядов ли самих большевиков-таращанцев, известных своими подвигами? Очевидно, что из-за реки могли приплыть только представители большевицких Таращанских полков. «За несколько часов банда вырезала около 50 евреев. Под вечер убийц изгнали отряды петлюровцев»(Бонэ)
Вот так: июльский погром в Звягеле остановили большевики, а августовский погром остановили петлюровцы.

«17 августа большевики покинули Заягель. Город временно остался без власти. Гражданский комитет послал тогда делегацию к банде Стояновского. В состав делегации входили доктор Вольский, ксёндз Кучинский и аптекарь Людвиг Махан. Делегация просила не устраивать погром. Стояновский ответил на это, что ни одного еврея живым не оставит.»(345)
Однако, вышло совсем не так.

В этот же день «17 августа в город вошло большое отделение петлюровцев из Шепетовки (прибыли из Восточной Галиции). Они миролюбиво потребовали, чтобы им в течение 2-3 часов предоставили 100 тысяч рублей, 25 пудов соли, сахар и 100 пудов хлеба. Евреи начали вести переговоры. Они указывали, что город уже свыше месяца отрезан от села, и не в состоянии даже самих себя прокормить. Много детей умирает с голода, а взрослые отдают самую дорогую одежду за кусок хлеба. После долгих переговоров удалось откупиться за некоторую сумму денег, примерно 15 пудов соли, немного сахара, которые собирали среди своих.»(345)

«На следующий день в город вошёл командный состав их второго Сечевого полка. Когда городской оркестр заиграл украинский гимн, большевики с другого берега реки Случи стали обстреливать город зажигательными снарядами.»(362)
«Начался большой пожар, сопровождавшийся ужасным штормовым ветром. Примерно через 6 часов 3/4 еврейских домов сгорели дотла. Большая часть еврейского населения осталась голой, босой и без крыши над головой. Началось паническое бегство.»(345)

.»Все горожане, побросав имущество, бежали в сторону местечка Ярунь. Когда пожар утих, многие беженцы вернулись назад и искали себе пристанище в уцелевших домах.»(362)
«Через два дня украинские войска начали отступать.»(362)»23 августа петлюровцы с бандой Стояновского ушли из города, и город вновь остался без власти.»(346)

Как только ушли украинские войска, никто не мог остановить народные крестьянские массы, которые вымещали свой гнев на евреях.

«26 августа в город вошла банда крестьян под руководством бывшего служащего Кочергина и грабила без всяких помех. Они нападали на самых бедных погорельцев, не имевших возможности бежать. «(346)

«Власть Петлюры продержалась две недели, после чего опять пришла советская власть. На Рош-а-Шонэ ночью город опять был ограблен большевиками. Было несколько случаев изнасилования женщин. «С другой стороны реки, из Лубчицы и Жадковки, переправлялись банды крестьян, грабили и убивали оставшихся без крова евреев. «(346) Погромы продолжались 5-6 дней. Тогда были зверски убиты 11 стариков в богадельне, а также жена владельца типографии Кармазина, ребецин Корф и мнгие другие другие.»(362)

«Стоявшие за рекой большевицкие войска получили возможность возобновить наступление и разграбить то, что осталось после пожара».(362),после чего большевики  начали мобилизацию в Красную армию, и  молодежь бежала к полякам.»

1 октября 1919 года в город пришли поляки»(362), погромы прекратились.

«В ходе расследований, которые велись украинской следственной комиссией под руководством атамана Коновальца, выяснилось, что евреи относились с презрением и ненавистью к советской власти и встречали духовым оркестром войска украинских повстанцев.»(362)

Получается так, что первый погром, был не погром, а большевицкая акция, направленная против разбогатевших буржуев.
Погром 7-11 июля, был устроен повстанцами под руководством «белых» офицеров.

Пожар-однозначно по вине большевиков.

Погромы в августе были совершены Петлюровцами, большевицки настроенными солдатами, крестьянскими народными повстанцами  под руководством самых разных вожаков.

На самом деле самая страшная опасность для евреев исходила не от Петлюры, не от его армии, боровшейся за независимость Украины, а от от обычных соседей, отравленных антисемитской пропагандой: простых рабочих и крестьян, которые или принимали участие, или равнодушно наблюдали за грабежами и убийством евреев. Служить эти люди могли и у Петлюры, и у красных, и у любого атамана, могли и не служить, а просто  взять топор…

История учит… Однако учит она лишь тех, кто искренне желает учиться, то есть, всматриваясь в прошлое, прогнозировать будущее. В 1919 году успешно прошла генеральная репетиция Холокоста 1941 года, когда уже будут убивать не только евреев коммунистов, а всех евреев без разбора: и молодых, и старых, и маленьких детей. Многие этого не поняли…

Восставший народ во всех своих бедах всегда и во все времена найдет виноватыми евреев. Так было при Богдане Хмельницком, так было при Петлюре, так было при Гитлере, и ничуть не иначе в наше время. Во время любой смуты в народе усиливаются антиеврейские настроения, которые часто кончаются погромами. Столетие за столетием повторяется одна и та же история: власти или защищают, или не защищают евреев от народа, который без особых мук совести убивает евреев.

Что касается петлюровцев, то они, конечно, грабили и убивали, но не больше, чем другие, а в памяти народной  остались основными погромщиками. Не понятно, если никто не возражает  против ордена «Богдана Хмельницкого», почему такие протесты против Петлюры?

Прошло больше ста лет с того времени и история повторяется в который раз, а мы по тем же граблям..

Бабушка Ася

Автор