В 65 км от Новограда Волынского, в центре богом забытого села Красностава установлен вполне современный монумент- памятник городу Хлопотину, который был на этом месте. На памятнике отметили дату получения городом Хлапотиным Магдебургского права- 1616 год, а следом за этим стоит дата разорения города татарами 1569 -1618 годы.
В 1569 году заключена уния (договор) между Польшей и Литвой и создано новое государство- Речь Посполитая, в которое вошли Волынь, Полесье, Подолия, заселенные украинцами, и земли, заселенные свободолюбивыми Запорожскими казаками. Выходит, после образования Речи Посполитой татары начали нападать на город и грабили его почти 50 лет.
В 1616 году Хлапотин получает Магдебургское право. После получениния высокой привиелегии, в 1618 году набеги татар закончились окончательным разорением города.
Князь Янус Острожский сообщает 22 мая 1619 года об «опустошении в 1618 году 29 — 30 сентября татарами, его собственности в Острожской и Берездовском волостях , в том числе входящего в состав последней волости города Красностава«.( Судя по всему, у города уже тогда и появилось новое имя.?) Наверное, князь преувеличил свой ущерб.
Очевидно, Хлопотин не сильно страдал от набегов татар: от них богатый город мог позволить себе откупиться. Вот что записано в поборовом реестре от 1635 года:
«В Хлапотине трудился отряд из 93 ремесленников. А именно: 14 сапожников, 4 кузнеца, 10 каретников, 6 бондарей, 4 плотника, 6 гребенщиков, 1 шорник, 20 портных, 2 ткача, 1 котельщик, 4 гончара, 1 скрипач, 8 мясников, 2 мастера по производству солода, 4 пивовара, 6 пекарей.» «Божью службу правили в двух храмах: церкви святой Параскевы Пятницы и в костеле успения Девы Марии. Были богадельня и еврейская школа.»
Это характеристика не города- погорельца, а процветающего города.
Про евреев вспоминать обычно не принято, но проскочило упоминание о еврейской школе. А раз уж не смогли умолчать, то можно смело сделать вывод, что евреи здесь жили в большом количестве, и как принято было в Польше, пользовались льготами в торговле.
Нельзя не заметить, что структура занятий населения очень походит на обычное для Волыни еврейское местечко: тут и 8 мясников (для изготовления кошерного мяса, и 20 портных, и даже 1 скрипач)
Можго сделать вывод, что Хлопотин был разорен уже после 1635 года…
“К началу XVI века еврейство в Польше сделалось крупной экономической и общественной силой, без которой страна не могла обойтись”, “В Польше же, где в XVI веке скопилась огромная масса евреев, они жили более спокойно, пользуясь свободой и широким самоуправлением внутри своих общин.
Но вслед за расцветом в жизни евреев Польши, наступили ужасные времена. Власть польских королей в Украине стала ослабевать. Постоянные восстания украинского народа носили национально-освободительный характер. Про освободительный характер-понятно, а национально, то как обычно, это должно коснуться евреев, следовательно будут погромы.
«В году 1648 восстал Богдан Хмельницкий, гетман запорожский и всей Украины казацкий, войной на ляхов; соединился с татарами и выгнал ляхов со всей Украины; того ж года мая 8 побил очень много ляхов на Жовтой Воде: комиссар взят в Орду; того ж месяца 17 дня Потоцкого, гетмана полного, с Калиновским под Корсунем и весь обоз ляшский Хмельницкий с Ордою захватил и всех ляхов в Орду в неволю погнал, и иных панов и воевод там же поразил.»
Хмельницкий со своими союзниками татарами воевал против притеснений польской власти, но народ при любых волнениях поддерживает любую причину, и с воодушевлением начинает убивать евреев.
Что выглядит удивительно гуманно с современной точки зрения- у евреев была возможность избежать расправы. Для этого достаточно было отказаться от своей веры и принять христианство.. Наши жестоковыйные предки вере иудейской не изменяли и принимали смерть целыми общинами.
Все польские города и местечки были заселены в основном польской шляхтой-по-нашему «управленцами» и евреями, которые занимались торговлей, арендой земель и разными ремеслами. Восставший украинский народ безжалостно сжигал города, как очаги ненавистной власти.
В 1649 г. сожгли и Хлопотин.
Казаки Хмельницкого убивали поляков семьями, а евреев поголовно истребляли. так же, как и через 300 лет в ХХ веке их потомки в тех же местах будут убивать, более совершенными методами, всех евреев, а когда покончат с евреями, то и про поляков тоже не забудут и устроят им «Волынскую резню»..
По легенде татары перебили почти всех жителей города, бросили их в пруд, а вода от крови стала красной, отсюда и название Красностав. Создатели легенды как-то не подумали о том, чья это была кровь,- кровь то была еврейская и польская! То, что проливали кровь татары крепко засело в народную память, а про то, что татары только помогали казакам, историки скромно умалчивают. На самом деле, татары были конечно кровожадны не менее казаков, но они приходили за добычей и экономической выгоды не упускали, т.е. занимались торговлей пленниками и бессмысленных убийств не совершали, а вот казаки работорговлей не увлекались и безжалостно убивали и поляков-окупантов, и евреев их прислужников.
«За рекой костры горят, там татары плен делят«.
На невольничьих рынках Крыма и Турции татары пленников продавали, но местные евреи не скупились и выкупали своих единоверцев из рабства, т.е. татары охотно брали в плен евреев.
Название же села Красностав, скорее всего происходит не от пролитой польско-еврейской крови, до которой коренному населению не было никакого дела, а от красных глин, которые в обилии здесь добывались. Об этом и говорит наличие кирпичного, черепичного и гончарного производств.
Убийства горожан наносили городам такие потери, после которых они долго не могли возродиться.
Только к концу 19 века Красностав опять возродился и стал местечком на перекрестке торговых путей из России и Польши. Вернулись поляки, евреи, появились немцы. Сюда на ярмарку съезжались купцы, здесь проводилось ежегодно 8 ярмарок.
В местечке действовали 3 кирпичных завода, 2 черепичных завода, 4 водяных мельницы,одна паровая мельница, 4 кожевенные мастерские.
По переписи 1897 г. в Красноставе жили 2194 человек, из них 1222 еврея, была мещанская управа, 2 ресторана, аптека, 2 аптекарских склада, 15 магазинов, водочная государственная лавка, кредитное общество, паровая мельница, земская фабрика сельскохозяйственных машин.
Во время Первой мировой войны через Красностав проходили польские и немецкие войска, а в Гражданскую войну гайдамаки, петлюровцы, красная конница Буденного и Котовского. Последний погром в 1920 году устроили ставропольские казаки из Первой Конной Буденного, возвращавшиеся из-под Варшавы. В местечке действовала самооборона, отстреливавшаяся и от петлюровцев, и от белых, и от красных. От погромов Красностав не сильно пострадал.
Осенью 1919 г. в Новограде Волынском, до которого около 50 км, был большой погром, погибло много евреев, город сгорел. Положение Звягельских евреев было ужасающим. Погорельцы разошлись по окрестным местечкам, многие дошли до Красностава. Каждая принимала семьи беженцев, а некоторые и по две семьи. Кому не хватило места оставались зимовать в женской части городской синагоги. Многие беженцы не вернулись в Звягель, и остались в Красноставе. Закончилась Гражданская война, Красностав, не сильно разореный войной, опять был на подъеме. Начался НЭП (Новая экономическая политика), власти разрешили торговлю и частное предпринимательство.
Мой дед Лейзор Зильберберг, погорелец из Звягеля, затеял какой-то гешефт в Красноставе, а позже перевез сюда семью. Моя мама до седьмого класса училась там в школе. В Красноставе его дела сначала шли очень хорошо, потом в стране началсь компания по коллективизации, настали просто голодные времена. В Красноставе, окруженном голодающими деревнями еды не было, и дед перевез семью в Славуту, а в 1935 году вернулся опять в Новоград.
До войны 1941-1945 года Красностав считался городом. В основном здесь жили евреи. Железной дороги через город не проходило, поэтому когда началась война, эвакуироваться из Красностава удалось немногим. Все оставшиеся в городке евреи были убиты при содействии немцев и активном участии добрых соседей. Поляков было немного, но и они бесследно исчезли. …
Немцы появились в местечке в июле. Сразу была сформирована местная полиция порядка, начался грабеж еврейского имущества. 7 августа 1941 года полиция порядка (В полиции порядка служили украинцы, местные добровольцы) собрала на базарной площади 47 мужчин среднего и старшего возраста. Их затолкали в грузовики, вывезли за 20 км в лес и расстреляли. Только в 50-е годы удалось найти их останки и перевезти для захоронения на еврейское кладбище в Славуту. Около 40 девушек забрали в Берездов в солдатскую столовую; там над ними страшно издевались, потом убили.
28 августа, 1941 года на рассвете полицаи выгнали всех евреев из домов, построили колонной и погнали к лесу, что находится возле села Гута. Штабная рота СС и полиция порядка расстреляла 437 евреев — в основном, стариков, женщин и детей. Ремесленников пока не расстреливали они дожили до 1942 года.
Семьи 1270 ремесленников собрали с разных местечек в Полонном и расстреляли 10 сентября 1942 года. Полиция работала самостоятельно, и в помощи немцев не нуждалась..
Спаслись несколько человек, например, убежавший по дороге Мейер Шейнерман, Фаня Мешок с сыновьями.
В марте 1944 года Красностав был освобожден от немцев. За годы войны многие еврейские дома были уничтожены, а всё имущество разобрали по своим хатам соседи. Произошедшее было закономерным, как и 300 лет назад.. .
Вспоминать об истреблении еврейских жителей долгие годы было не принято, на скромном памятнике над братской могилой написали о зверски убитых мирных советских гражданах. То, что граждане были советскими, было очевидно, а то что все убитые были евреями, советские интернационалисты скромно умалчивали, но евреи- то помнили. А это значит только одно- все может повториться.
Поэтому, недобитые евреи, при первой же возможности, как только еще собрался разваливаться Советский Союз, и украинский народ заговорил о самостийности Украины, уехали в Израиль, Америку, Германию, Австралию,Канаду.
У народа закрепилось убеждение, что все евреи паразиты, пьют народную кровь и заставляют народ непосильно работать на них, а сами только пользуются результатами труда.
Однако, местечки, где жили евреи развивались, а сейчас на месте торгового города богом забытое село Красностав.
В начале XXI века в Красноставе было 177 домов.
Памятник зарастает сорняками. Мстное население — вышивает крестиком и занимается лозоплетением.
Бабушка Ася,